(Pentru ”Moldavskie Vedomosti”)
За 30 лет независимости Молдовы неоднократно менялись лидеры унионистских движений и партий, некоторые партии меняли названия. Создается впечатление, что они появляются ниоткуда и быстро исчезают. Лидеры первого поколения унионистов ушли на покой, имена молодых никому ничего не говорят. Что дальше? О своем видении будущего унионизма рассказала «Молдавским ведомостям» Виталия Павличенко, с 2006 года – председатель, сейчас член бюро Национал-либеральной партии РМ.
Смена лидеров? Нет, унионисты первой волны остаются на марше
– Я не считаю, что Михай Гимпу и Анатол Шалару ушли из политики. Гимпу в последнее время сделал несколько заявлений, о том, что пока он не знает, как будет поступать в дальнейшем, но не исключает, что будет баллотироваться. Намекнул, что будет контролировать Либеральную партию. Все говорит о том, что его нельзя исключать из политики.
Шалару – на руководящей должности в Партии национального единства вместе с депутатом Октавианом Цыку. Он передал бразды правления Цыку, так как посчитал, что у партнера есть депутатская трибуна, а это важно.
Только национальные партии можно считать правыми
– Я состою в бюро Национальной либеральной партии РМ, но в период пандемии, как и у всех внепарламентских партий, у нее низкая активность.
В то же время я считаю, что в РМ только национальные партии могут относить себя к правому сектору, все остальные – прорусско-европейские, их сформировали, оторвав людей от ЛДПМ. А к национальным партиям можно отнести правоцентристский «Союз спасения Бессарабии» Валериу Мунтяну, Либерал-реформаторскую партию Иона Хадыркэ и Олега Бодруга. Через такие процессы НЛП не проходила, но всегда боролась за объединение всех унионистских национальных прорумынских сил – и поэтому мы все вошли в созданный нами блок «UNIREA».
Все унионисты должны находиться в одном альянсе
– Блок объединил пять партий – ЛП, НЛП, РНП, «Союз спасения Бессарабии» и «Democrația Acasă» (Василе Костюк). Первым шагом блока стало участие в 2019 году в местных выборах в Хынчештском районе, вторым – президентские выборы в 2020 году.
Весной текущего года о создании нового движения под названием «Румынская конвенция РМ» заявили его организаторы – бывший вице-премьер Валентин Долганюк, экс-депутат Анатол Цэрану и экс-министр экологии Георге Шалару. Они выступают за объединение унионистских сил под лозунгом: «Или каждый погибнет по отдельности, или выиграем вместе!».
Заявила о включении в устав унионистских целей и партия «Платформа DA».
Я считаю, что все партии, которые преследуют унионистские цели, должны находится в одном блоке или альянсе.
Победу Майе Санду на 30 процентов обеспечили унионисты, но она возгордилась
– На выборах президента Молдовы Майя Санду и ПДС воспользовались поддержкой унионистских партий. Ее победа – и наша победа тоже. Но все последующие действия президента говорят о том, что она возгордилась.
По моему мнению, настоящие проевропейские партии – только те, что являются также и прорумынскими. Но, к сожалению, в Молдове есть так называемые проевропейские партии, в том числе ПДС, которые не являются прорумынскими, хотя радуются подаркам Румынии. Считаю, что они в большей степени контролируются по линии Берлин-Москва. Когда они станут румыно-проевропейскими, а не восточно-проевропейскими, тогда будет возможно создать единственную платформу, объединяющую все прозападные партии.
Вхождение в такую платформу будет экзаменом для всех, кто заявляет о себе как о проевропейских партиях. Пока же те, кто именует себя проевропейскими, по-моему, в любой момент могут вступить в коалицию с левыми. Их позиция, скорее всего, носит неустойчивый характер, и мы считаем неясными их доктрины. Идея борьбы с коррупцией – это хорошо, но без помощи Румынии коррупцию мы не сможем искоренить, сколько бы они об этом ни говорили.
Зря люди верят в то, что Европа ближе, чем Румыния
– Проблема унионистов одна: люди верят в то, что Европа и ЕС – ближе, чем Румыния. Это очень глубокое заблуждение. За 30 лет начиная с 1990 годов в Молдове были проевропейские партии, были они до 2009 года и после, с появлением ЛДПМ Влада Филата. Но им ничего не удавалось сделать.
Не стоит верить в то, что Европа что-то нам сделает – ничего не сделает, особенно в период коронакризиса. Сейчас особенно каждый заботится о своей стране, о своем народе. Кроме этого, в политике Германии возможны большие изменения в связи с уходом Ангелы Меркель, и, может быть, в ЕС на первый план выйдет Франция. Неизвестно, какова будет в дальнейшем политика по линии Берлин-Москва по отношению к Молдове: известно, что один из претендентов на место Ангелы Меркель – против помощи таким странам, как Молдова, где нет реформ, зато есть коррупция.
Президент? Система не с ней. Победу надо разделить с унионистами
– Внешние обстоятельства говорят о том, что будущее Молдовы под большим вопросом. Но и внутренние свидетельствуют, что с приходом Майи Санду ничего не меняется: система не с ней для реформ. Мы знаем примеры Румынии, когда менялись премьер-министры и президенты, но ничего не могли сделать, потому что не было опыта политического диалога и культуры, а система сопротивлялась.
Ошибка Майи Санду и ПДС в чем? Завоевав победу, ее надо разделить с унионистами, которые внесли почти 30 процентов в ее триумф на президентских выборах. Если она это проигнорирует, если не объединит все прозападные силы, то у нее не будет победы в будущем, а мы будем маяться и мучиться еще четыре года, а может, не дай Бог, и все восемь лет.
НЛП всегда была против новых организаций с размытыми политическими целями. Никто не может сказать про нашу партию, что ее цели неясны: в 2011 году мы выиграли в суде право быть унионистами. Многие новые организации создавались с идеей идти против кого-то. Тот же Николае Дабижа, пусть земля будет ему пухом, был сопредседателем Демократического форума румын, который проводил манифестации в 2011-2012 годах и в тот же период создавал «Сфатул Цэрий-2». Вопрос: а где был он сам? Он же был в то же время сопредседателем Совета Объединения.
Молодые унионисты испытывают неприязнь к «аксакалам»
– На протяжении многих лет многие молодые унионистские формирования испытывали неприязнь к унионистам первой волны. До 2016 года НЛП проводила много манифестаций вместе с Георге Симионом, членом партии AUR (Альянс за единство румын). Сейчас в Румынии у AUR есть проблемы из-за якобы антисемитских и ксенофобских заявлений.
Мы прошли через непринятие НЛП, когда нас хотели исключить из списка молдавских партий за унионизм. Сейчас в Румынии ставят вопрос о запрете AUR. В Молдове в AUR переходит Румынская народная партия, которая до августа 2019 года носила название Либерал-реформаторской и была создана из осколков Либеральной партии.
Проблема с AUR
– В момент создания в ЛРП вошли Ион Хадыркэ, Олег Бодруг, Анна Гуцу, Татьяна Потынг, Георгий Шалару и другие. Но недавно исполняющая обязанности лидера РНП Татьяна Потынг передала руководство партии Владу Билецкому, который намеревается переоформить статус партии. Якобы прямой связи с румынской партией AUR не будет, так как молдавское законодательство запрещает иметь в Молдове филиалы партий других стран. Потынг и Бодруг наверное готовят документы для официального переименования РНП в партию AUR, и в таком случае взаимодействие и сотрудничество партий AUR из РМ и Румынии весьма возможно. Более того, в числе приверженцев AUR – Борис Волосатый, победивший в Молдове на выборах в румынский парламент, и Константин Кодряну, баллотировавшийся в мэры Кишинева от Партии национального единства (почетный председатель – Траян Бэсеску).
Надо сказать, не все унионисты поддерживают AUR. Пропрезидентская партия Майи Санду поддерживает контакты с Союзом спасения Румынии, который чем-то схож с ПДС – своим неомарксизмом.
Но никакие молдавские партии не будут в Румынии иметь успех, если не будут обладать тесной связью с партиями из Румынии. К таким партиям нужно отнести тех, кто тяготеет к Национально-либеральной партии Румынии, и те унионистские партии, которые хотят вступать в союз с AUR. Если такого расклада не будет, то проевропейские партии будут побеждать, но ничего не смогут сделать без сотрудничества с унионистами, и Молдова будет топтаться на месте.
Нездоровая зависть и нежелание подвинуться
– Я с большим сожалением констатирую, что в среде унионистских организаций Молдовы присутствует нездоровая зависть, которая наносит ущерб возможности молдаван жить другой жизнью.
В Румынии тоже жизнь не в розовом цвете. Но Румыния – член ЕС, член НАТО, и все там иначе. Нельзя забывать, что в Украине сложная ситуация, возможен военный конфликт, который может затронуть Приднестровье и американскую базу в Румынии. Нужно думать о будущем.
Марина ТИМОТИНА
http://www.vedomosti.md/news/vitaliya-pavlichenko-vera-v-chto-evropa-blizhe-chem-rumyniya